Тематический план

  • Планирование на предприятии как функция управления.

    Планирование - одна из важнейших функций управления различными системами, одной из которых является промышленное производство. Задачей планирования является задание программы действий управляемой подсистеме для достижения поставленной цели.

           Процесс бизнес-планирования  представляет собой комплекс расчетов и процедур производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию целей производственной деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени (месяц, квартал, год).

    Бизнес-планирование - сложный процесс, состоящий из ряда последовательно осуществляемых этапов:

       I. Постановка задач.

       II. Разработка планов. 

       III. Разработка бюджета.

       IV. Конкретизация планов (окончательный вариант). 

    Бизнес-планирование подразделяется на две стадии: технико-экономическое планирование (ТЭП) и оперативно-производственное планирование (ОПП),

    охватывает все уровни управления и отличается большим организационным разнообразием форм. В укрупненном виде различают две основные формы:

    • фирмы с централизованным управлением и планированием;
    • фирмы с децентрализованным планированием.

    • Структура и содержание разделов бизнес-плана

      Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.

      Самыми распространенными среди них являются стандарты:

      • Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);
      • Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);
      • Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);
      • Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;
      • Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
      • Министерства финансов РФ;

      На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:

       

      ·         Титульный лист.

      ·         Резюме/Вводная часть.

      ·         Анализ положения дел в отрасли.

      ·         Сущность проекта.

      ·         План маркетинга.

      ·         Производственный план.

      ·         Организационный план.

      ·         Финансовый план.

      ·         Оценка рисков.

      Приложения.

      • Методы бизнес-планирования

        Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.

        Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.

        Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.

        Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

        Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами.

        Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

        • Показатели и методики расчета бизнес-плана

          В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.

          Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:

          • 1. По роли в управлении:
            • - директивные - обязательные для исполнения;
            • - расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.
          • 2. По экономическому содержанию:
            • - натуральные (кг, м, шт. и т. д.);
            • - стоимостные, выраженные в денежной форме;
            • - относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.
          • 3. По сущностным характеристикам:
            • - количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);
            • - качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).
          • 4. По форме отчетности:
            • - оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;
            • - статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);
            • - бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.
          • 5. По функциональному содержанию:
            • - объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;
            • - структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;
            • - результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;
            • - показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).