Тематический план
- Общее
- Планирование на предприятии как функция управления.
Планирование на предприятии как функция управления.
Планирование - одна из важнейших функций управления различными системами, одной из которых является промышленное производство. Задачей планирования является задание программы действий управляемой подсистеме для достижения поставленной цели.
Процесс бизнес-планирования представляет собой комплекс расчетов и процедур производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию целей производственной деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени (месяц, квартал, год).
Бизнес-планирование - сложный процесс, состоящий из ряда последовательно осуществляемых этапов:
I. Постановка задач.
II. Разработка планов.
III. Разработка бюджета.
IV. Конкретизация планов (окончательный вариант).
Бизнес-планирование подразделяется на две стадии: технико-экономическое планирование (ТЭП) и оперативно-производственное планирование (ОПП),
охватывает все уровни управления и отличается большим организационным разнообразием форм. В укрупненном виде различают две основные формы:
- фирмы с централизованным управлением и планированием;
- фирмы с децентрализованным планированием.
- Структура и содержание разделов бизнес-плана
Структура и содержание разделов бизнес-плана
Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.
Самыми распространенными среди них являются стандарты:
- Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);
- Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);
- Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);
- Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;
- Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);
- Министерства финансов РФ;
На основании анализа стандартов можно выделить следующую типовую структуру бизнес-плана:
· Титульный лист.
· Резюме/Вводная часть.
· Анализ положения дел в отрасли.
· Сущность проекта.
· План маркетинга.
· Производственный план.
· Организационный план.
· Финансовый план.
· Оценка рисков.
Приложения. - Методы бизнес-планирования
Методы бизнес-планирования
Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.
Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.
Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
Графоаналитический метод дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами.
Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. - Показатели и методики расчета бизнес-плана
Показатели и методики расчета бизнес-плана
В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.
Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:
- 1. По роли в управлении:
- - директивные - обязательные для исполнения;
- - расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.
- 2. По экономическому содержанию:
- - натуральные (кг, м, шт. и т. д.);
- - стоимостные, выраженные в денежной форме;
- - относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.
- 3. По сущностным характеристикам:
- - количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);
- - качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).
- 4. По форме отчетности:
- - оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;
- - статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);
- - бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.
- 5. По функциональному содержанию:
- - объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;
- - структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;
- - результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;
- - показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).