Topic outline

  • General

    Целью дисциплины «Методология и методы исследований в менеджменте» является:

    ·       формирование у обучающихся целостного представления о методологии и методах исследований, используемых в практике и в академической среде, принципах и подходах к анализу проблемной ситуации, ее составляющих и связи между ними;

    ·       получение обучающимися навыков проведения научных исследований с использованием ситуационных подходов на основе анализа доступных источников информации;

    ·       приобретение обучающимися знаний и умений по использованию аналитического инструментария для решения профессиональных задач с использованием информационных технологий и систем (ИТ/ИС);

    ·       развитие навыков анализа и обобщения результатов исследований в менеджменте и смежных областях в разрезе решения управленческих задач.

     

    Задачи дисциплины «Методология и методы исследований в менеджменте»:

    ‒      освоение методики постановки цели и определение способов ее достижения;

    ‒      формирование умений по выявлению проблемной ситуации и выделению этапов ее разрешении с учетом альтернативных контекстов;

    ‒      получение обучающимися навыков сбора, систематизации и критического анализ информации, необходимой для выработки стратегий действий по разрешению проблемной ситуации;

    ‒      формирование умений по оценке адекватности и достоверности информации о проблемной ситуации и работе с противоречивой информацией из разных источников; поиску решения проблемной ситуации на основе действий, экспериментов, опыта; критической оценке возможных вариантов решения проблемной ситуации на основе анализа причинно-следственных связи;

    ‒      освоение аналитического инструментария решение типовых задач управления, теоретических основ цифровых технологий;

    ‒      формирование умений использования цифровых технологий для решения типовых задач управления;

    ‒      формирование знаний современных подходов к анализу результатов научных исследований в менеджменте и в смежных областях, а также к их оценке и обобщению;

    ‒      формирование умений применять на практике методики анализа, оценки и обобщения результатов научных исследований в менеджменте и в смежных областях.


  • Наука как вид деятельности. Методология науки.

    Наука как система знаний о явлениях и законах природы и общества. Научное исследование. Фундаментальные и прикладные научные исследования. Методология науки. Развитие методологии научного познания. Методы исследования: эмпирические и теоретические.

    • Выбор направления и планирование исследования. Этапы научно- исследовательской работы.

      Критерии правильности выбора темы работы. Этапы научно-исследовательской работы. Последовательность педагогического исследования. Сбор и анализ информации по теме исследования. Постановка проблемы. Составление рабочего плана исследования, формулировка названия. Разработка гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Постановка цели и задач исследования. Подбор исследуемых. Выбор методов исследования. Организация исследования.

      • Накопление и обработка информации в процессе научно- исследовательской деятельности.

        Характеристика основных методов научных исследований. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов. Педагогическое наблюдение. Виды педагогических наблюдений, их достоинства и недостатки. Беседа, интервью, анкетирование. Контрольные испытания. Экспертное оценивание.  Хронометрирование. Педагогический эксперимент. Виды педагогических экспериментов. Методика проведения педагогического эксперимента. Применение методов математической статистики в исследованиях в области педагогики.

        • Методология научного мышления.

          Методология введения термина. Семиотика термина. Методологические  требования к введению термина. Методология истинности суждения. Обоснование суждения. Методология вопроса. Обыденный и научный вопросы. Истинность теорий.

          • Представление и оценка результатов научной деятельности.

            Виды научных работ. Формы представления работы. Требования к выполнению выпускной квалификационной работы. Подготовка рукописи и оформление работы - требования к техническому оформлению, структура, оформление цифрового и иллюстративного материала,  список литературы.

            • Внедрение и эффективность научных исследований.

              Критерии качества научно-исследовательских работ. Актуальность исследования. Новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Формы и этапы внедрения научного исследования. Публикация результатов исследования.